Приветствую Вас, Гость

Анализ работы школьного музея

за 2017-2018 учебный год

Музей в нашей школе выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Особенность музейной работы в школе заключается в том, что она выступает одним из средств организации образовательного процесса и подчинена решению задач по обучению, развитию и воспитанию учащихся, которые стоят перед школой. Отсюда вытекают цель и задачи музея, по которым и велась работа в течение года.

Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи:

- расширение и углубление знаний учащихся по истории развития нашей школы;

- приобщение школьников к исследовательской деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения материала, развитие познавательного интереса учеников к изучению истории;

- воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому, ответственности за судьбу своей школы; формирование терпимости, уважения к истории, культуре, традициям школы, активной жизненной позиции.

- создать оптимальные условия для учителей в воспитании подрастающего поколения.

- всесторонне и гармонично развивать каждого учащегося на основе комплексного подхода к его воспитанию, создавать условия для самовыражения, самореализации каждого учащегося.

- воспитывать у школьников чувство патриотизма, любви к школе, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательности.

За этот учебный год была выполнена следующая работа:

Проведено 4 заседаний совета музея, на которых рассматривались и были решены вопросы, связанные с определением задач и плана работы музея, а именно на повестку дня выносились следующие вопросы:

-организационные (обсуждение плана работы музея на 2018 – 2019 г.);

- экскурсионная и просветительная деятельность музея;

-обсуждение фондовой работы музея;

- результаты работы музея за год;

1. Фондовая работа

Задачи фондовой группы:

а) забота о сохранности фондов и их хранение;

б) заполнение и систематизация документации (инвентарная книга основного и вспомогательного фондов, коллекционные описи, акты и заявления);

в) работа над сбором экспонатов.

2. Экскурсионная работа

Задачи:

а) Организация обзорных, тематических экскурсий по музею;

б) Поиск информации и подготовка новых экскурсий;

в) Проведение беседы, устных журналов, презентаций;

В музее работает группа экскурсоводов, которые занимаются разработкой и проведением классных часов, экскурсий, бесед: Было проведены: экскурсия для учащихся 1-4-х классов по теме «Мы пришли в музей», беседы на тему «Музейный экспонат, его сохранность», экскурсия для учащихся 5-6 классов «Учитель, перед именем твоим…», знакомство с музеем учащихся и педагогов (по желанию), экскурсия для детей из дошкольной группы (по желанию), экскурсия для 7-9 классов «История нашей школы», классный час «Школа, в которой я учусь» в 5-6 классах, Урок мужества, посвященный Хайрутдинову М.Х, Герою Советского Союза. (5,6,7 классы), классный час и беседа «История села Новоякупово. Моя малая Родина. Моя школа». (7-9 классы), урок памяти «Памяти павших будем достойны». (8-9 классы), беседа «Я – наследник победы» (начальное звено). Музей выполнял следующие функции:

  • Поисковая и исследовательская работа с учащимися;
  • Проведение мероприятий с помощью учащихся.

3. Поисково-исследовательская работа.

Помощь учащимся при подготовке докладов, сообщений, рефератов. 4.Экспозиционная работа.

Задачи экспозиционной группы:

а) Подготовить материалы для постоянных и временных экспозиций.

б) Следить за сменяемостью временных экспозиций.

в) Уход за экспонатами.

Советом музея продолжается работа по сбору материала, изучению собранного материала, обеспечению учёта и хранению экспонатов. Работа ведётся не стихийно, а в соответствии с задачами музея. Подготавливаются и заполняются акты приёма экспонатов, музейные предметы заносятся в книгу поступлений и нумеруются.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Школьный музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления учащихся, на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов. Развивающая образовательная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Общее образование в данном случае обеспечивает последовательность, системность, преемственность знаний. Образование, реализуемое музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению школьных знаний и эмоциональному сопереживанию школьников, значительно расширяет их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка, творчество, формируют самостоятельность и гражданскую инициативу.

Проанализировав работу за текущий год, на следующий учебный год ставятся следующие задачи:

1. Инвентаризация музейных экспозиций.

2. Работа по обновлению и реконструкции экспозиции школьного музея, создание новых выставочных экспозиций.

3. Проведение различных мероприятий для учащихся.

4. Содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к ценностям прошлых поколений.

5. Формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

6. Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

7. Активизация работы музея образовательного учреждения, расширение сферы и методов использования его воспитательного потенциала.

8. Углубленное изучение и использование во всех формах работы музея современных информационных технологий.

9. Организация творческого досуга обучающихся.

10. Выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов.

11. Повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, распространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства.

12. Укрепление связей с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к татарской и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».

П Л А Н

работы школьного музея на 2018/2019 учебный год

Главная цель школьного музея – формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности, гуманности, патриотизма и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы, села, Отечества, знаний истории Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого и настоящего.

Задачи музея:

1. Развивать патриотизм у подрастающего поколения.

2. Воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям

школы, ее прошлому и настоящему.

3. Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности.

4. Использовать музейный материал для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через

вовлечение их в активную деятельность музея.

5. Развивать навыки проектно - исследовательской деятельности на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами, семьями.

6. Организовать проведение экскурсий, работу с фондами музея.

8. Участвовать в школьных, сельских, районных мероприятиях.

 

Направление, содержание работы

Сроки

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1. Выборы и утверждение Совета музея

Сентябрь 2018 г.

2. Составление и утверждение плана работы музея на 2017-2018 учебный год

Сентябрь 2018 г.

 

3. Составление и утверждение календарного плана работы музея (по месяцам)

Сентябрь 2018 г.

 

4. Составление плана и проведение заседаний Совета музея

Сентябрь 2017 г.

 

2. ЭКСКУРСИОННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

  1. Организация посещения музея учащимися, родителями и гостями школы

В течение года

 

  1. Организация экскурсий по экспозиции музея, тематическим выставкам, пришкольному участку

В течение года

  1. Встречи с ветеранами педагогического труда, жителями села.
  2. Музейные уроки

В течение года

В течение года

  1. Разработка содержания новых экскурсий и проведение их

В течение гаод

  1. Дни открытых дверей музея

В течение года

  1. Поздравления учителей – ветеранов с праздниками, днями рождения и юбилеями

 

  1. Участие в организации и проведении конкурсов стенных газет, рисунков, чтецов, сочинений,

 

3. ПОИСКОВАЯ РАБОТА

1. Сбор материалов о выпускниках школы, обработка и размещение их в Интернете

 

В течение года

2. Сбор новых экспонатов, архивных материалов по истории школы в соответствии с программой исследования

В течение года

Ежеквартально

3. Описание новых экспонатов

В течение года

4. Изучение исторических экспонатов и материалов

В течение года

5. Сбор материалов по истории Российского образования и размещение их на сайте в Интернете и на стенде

В течение года

6. Размещение на школьном сайте в Интернете материалов музея

В течение года

4. ФОНДОВАЯ РАБОТА

  1. Ведение инвентарной книги

В течение года

  1. Составление актов приемки новых экспонатов

В течение года

  1. Заполнение инвентарных карточек на имеющиеся и вновь поступающие музейные предметы

В течение года

В течение года

  1. Реставрационные работы

В течение года

5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА

 

  1. Комплектование основной экспозиции новыми экспонатами

В течение года

  1. Изготовление материалов и оформление периодически сменяемых выставок

В течение года

  1. Оформление стендов по материалам конкурсов

В течение года

6. ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

1. Организация проектно-исследовательской работы школьников на базе музейных фондов по направлениям:

- галерея учительской славы школы,

- выпускники школы,

- интересные семьи наших учащихся,

- этапы Российского образования,

- история семьи в истории России

- моя малая Родина.

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

2. Публикация на сайте школы материалов проектной деятельности музея

В течение года

 

Учетная карточка школьного музея