Анализ работы школьного музея
за 2016-2017учебный год
Музей в нашей школе выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Особенность музейной работы в школе заключается в том, что она выступает одним из средств организации образовательного процесса и подчинена решению задач по обучению, развитию и воспитанию учащихся, которые стоят перед школой. Отсюда вытекают цель и задачи музея, по которым и велась работа в течение года.
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи:
- расширение и углубление знаний учащихся по истории развития нашей школы;
- приобщение школьников к исследовательской деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения материала, развитие познавательного интереса учеников к изучению истории;
- воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому, ответственности за судьбу своей школы; формирование терпимости, уважения к истории, культуре, традициям школы, активной жизненной позиции.
- создать оптимальные условия для учителей в воспитании подрастающего поколения.
- всесторонне и гармонично развивать каждого учащегося на основе комплексного подхода к его воспитанию, создавать условия для самовыражения, самореализации каждого учащегося.
- воспитывать у школьников чувство патриотизма, любви к школе, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательности.
За этот учебный год была выполнена следующая работа:
Проведено 4 заседаний совета музея, на которых рассматривались и были решены вопросы, связанные с определением задач и плана работы музея, а именно на повестку дня выносились следующие вопросы:
-организационные (обсуждение плана работы музея на 2017– 2018г.);
- экскурсионная и просветительная деятельность музея;
-обсуждение фондовой работы музея;
- результаты работы музея за год;
1. Фондовая работа
Задачи фондовой группы:
а) забота о сохранности фондов и их хранение;
б) заполнение и систематизация документации (инвентарная книга основного и вспомогательного фондов, коллекционные описи, акты и заявления);
в) работа над сбором экспонатов.
2. Экскурсионная работа
Задачи:
а) Организация обзорных, тематических экскурсий по музею;
б) Поиск информации и подготовка новых экскурсий;
в) Проведение беседы, устных журналов, презентаций;
В музее работает группа экскурсоводов, которые занимаются разработкой и проведением классных часов, экскурсий, бесед: Было проведены: экскурсия для учащихся 1-4-х классов по теме «Мы пришли в музей», беседы на тему «Музейный экспонат, его сохранность», экскурсия для учащихся 5-6 классов «Учитель, перед именем твоим…», знакомство с музеем учащихся и педагогов (по желанию), экскурсия для детей из дошкольной группы (по желанию), экскурсия для 7-9 классов «История нашей школы», классный час «Школа, в которой я учусь» в 5-6 классах, Урок мужества, посвященный Хайрутдинову М.Х, Герою Советского Союза. (5,6,7 классы), классный час и беседа «История села Новоякупово. Моя малая Родина. Моя школа». (7-9 классы), урок памяти «Памяти павших будем достойны». (8-9 классы), беседа «Я – наследник победы» (начальное звено). Музей выполнял следующие функции:
- Поисковая и исследовательская работа с учащимися;
- Проведение мероприятий с помощью учащихся.
3. Поисково-исследовательская работа.
Помощь учащимся при подготовке докладов, сообщений, рефератов. 4.Экспозиционная работа.
Задачи экспозиционной группы:
а) Подготовить материалы для постоянных и временных экспозиций.
б) Следить за сменяемостью временных экспозиций.
в) Уход за экспонатами.
Советом музея продолжается работа по сбору материала, изучению собранного материала, обеспечению учёта и хранению экспонатов. Работа ведётся не стихийно, а в соответствии с задачами музея. Подготавливаются и заполняются акты приёма экспонатов, музейные предметы заносятся в книгу поступлений и нумеруются.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Школьный музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления учащихся, на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов. Развивающая образовательная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Общее образование в данном случае обеспечивает последовательность, системность, преемственность знаний. Образование, реализуемое музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению школьных знаний и эмоциональному сопереживанию школьников, значительно расширяет их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка, творчество, формируют самостоятельность и гражданскую инициативу.
Проанализировав работу за текущий год, на следующий учебный год ставятся следующие задачи:
1. Инвентаризация музейных экспозиций.
2. Работа по обновлению и реконструкции экспозиции школьного музея, создание новых выставочных экспозиций.
3. Проведение различных мероприятий для учащихся.
4. Содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к ценностям прошлых поколений.
5. Формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
6. Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
7. Активизация работы музея образовательного учреждения, расширение сферы и методов использования его воспитательного потенциала.
8. Углубленное изучение и использование во всех формах работы музея современных информационных технологий.
9. Организация творческого досуга обучающихся.
10. Выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов.
11. Повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, распространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства.
12. Укрепление связей с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к татарской и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».
П Л А Н
работы школьного музея на 2017/2018 учебный год
Главная цель школьного музея – формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности, гуманности, патриотизма и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы, села, Отечества, знаний истории Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого и настоящего.
Задачи музея:
1. Развивать патриотизм у подрастающего поколения.
2. Воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям
школы, ее прошлому и настоящему.
3. Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности.
4. Использовать музейный материал для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через
вовлечение их в активную деятельность музея.
5. Развивать навыки проектно - исследовательской деятельности на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами, семьями.
6. Организовать проведение экскурсий, работу с фондами музея.
8. Участвовать в школьных, сельских, районных мероприятиях.
Направление, содержание работы |
Сроки |
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА |
|
1. Выборы и утверждение Совета музея |
Сентябрь 2017г. |
2. Составление и утверждение плана работы музея на 2017-2018 учебный год |
Сентябрь
|
3. Составление и утверждение календарного плана работы музея (по месяцам) |
Сентябрь
|
4. Составление плана и проведение заседаний Совета музея |
Сентябрь
|
2. ЭКСКУРСИОННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА |
|
|
В течение года
|
|
В течение года |
|
В течение года В течение года |
|
В течение гаод |
|
В течение года |
|
|
|
|
3. ПОИСКОВАЯ РАБОТА |
|
1. Сбор материалов о выпускниках школы, обработка и размещение их в Интернете |
В течение года |
2. Сбор новых экспонатов, архивных материалов по истории школы в соответствии с программой исследования |
В течение года Ежеквартально |
3. Описание новых экспонатов |
В течение года |
4. Изучение исторических экспонатов и материалов |
В течение года |
5. Сбор материалов по истории Российского образования и размещение их на сайте в Интернете и на стенде |
В течение года |
6. Размещение на школьном сайте в Интернете материалов музея |
В течение года |
4. ФОНДОВАЯ РАБОТА |
|
|
В течение года |
|
В течение года |
|
В течение года В течение года |
|
В течение года |
5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА |
|
|
В течение года |
|
В течение года |
|
В течение года |
6. ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА |
|
1. Организация проектно-исследовательской работы школьников на базе музейных фондов по направлениям: - галерея учительской славы школы, - выпускники школы, - интересные семьи наших учащихся, - этапы Российского образования, - история семьи в истории России - моя малая Родина. |
В течение года
|
2. Публикация на сайте школы материалов проектной деятельности музея |
В течение года
|
Учетная карточка школьного музея